Меню

Вход для пользователей

Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов

Бюджетирование в системе управленческого учета

Основы управленческого учета и бюджетирование  являются неотъемлемой частью компетенций финансового менеджера. Как же соотносятся между собой управленческий учет и бюджетирование?  Какую роль играют планирование и бюджетирование в управленческом учете?

Управленческий учёт – это система планирования, сбора, отчетности, интерпретации информации для принятия управленческих решений менеджерами, а также контроля за этими процессами.

Основные задачи управленческого учета следующие:

  • Планирование
  • Управление и контроль (оперативный учет).
  • Анализ и отчетность (внутренняя и внешняя)

В основе планирования лежит анализ ретроспективной информации и прогноз будущих финансовых операций.  Оперативный учёт применяется в текущем управлении для контроля реальных фактов деятельности компании. Оперативный учет может вестись как в стоимостном выражении, так и в натуральных показателях.

Управленческая отчетность позволяет производить оценку и анализ результатов деятельности компании. Одним из методов анализа является план-факт анализ: выявление отклонений фактических достигнутых показателей от запланированных, оценка и анализ их влияния на стратегические планы компании.

Бюджетирование является одним из методов реализации этих основных задач с делегированием финансовой ответственности на уровень центров финансовой ответственности (ЦФО) и системой мотивации. Бюджетирование позволяет оперативно получать достоверную информацию и обеспечивать успешное функционирование компании, в частности:

  • планировать расходы и доходы компании;
  • выявлять потребности в денежных ресурсах и оптимизировать финансовые потоки;
  • оптимизировать затраты;
  • финансировать за счет внутренних и внешних источников новые направления бизнеса и инвестиционные проекты;
  • мотивировать сотрудников;
  • выявлять отклонения фактических от плановых показателей;
  • формировать управленческую отчетность;
  • анализировать и контролировать финансовое состояние компании.

Стандартизированного подхода к формированию бюджетной модели и управленческой отчетности не существует. Для каждой компании методология является уникальной разработкой.

Обычно выделяют четыре основные группы бюджетов:

  • 1) основные бюджеты, мастер-бюджеты (бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет баланса);
  • 2) вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);
  • 3) дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).
  • 4) операционные бюджеты.

Разработка бюджетов на период обычно начинается с разработки операционных бюджетов, например такого набора:

  • Бюджет продаж.
  • Бюджет готовой продукции
  • Бюджет прямых материальных затрат.
  • Бюджет затрат на прямой труд.
  • Бюджет накладных расходов.
  • Бюджет производственных запасов.
  • Бюджет коммерческих расходов.
  • Бюджет административных расходов.

Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности

В современных условиях управленческий учет и бюджетирование сложно представить без автоматизации. Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности позволяет хранить, консолидировать и обрабатывать большое количество операций, обеспечивая конечных пользователей получением достоверной информации о текущем положении компании. Основы бюджетирования и управленческой отчетности должны быть заложены в логику программного продукта.

Пример успешной  реализации управленческого учета и бюджетирования в компании -  программный продукт «WA: Финансист».

Бюджетирование в управленческом учете в программе «WA: Финансист»

Рисунок 1. Бюджетирование в управленческом учете в программе «WA: Финансист».

Как видно из рисунка 1, задача планирования может быть решена с помощью формирования бюджетов движения денежных средств, бюджетов расходов и расходов, оперативных бюджетов. Задача управления и контроля (оперативного учета) на уровне бюджетирования может быть решена с помощью механизма автоматического получения фактических данных из учетных систем. Задача анализа и получения отчетности решается с помощью план-факт анализа, формирования и анализа планового бюджета и т.п.

Формирование операционных бюджетов на примере программного продукта «WA: Финансист»

Рисунок 2. Формирование операционных бюджетов на примере программного продукта «WA: Финансист».

Наша система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям планирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-фактный анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Подсистема дает возможность пользователю разработать неограниченное количество вариантов бюджетов, для целей принятия решения об оптимальном развитии бизнеса. Разнообразие вариантов моделей обеспечивается  инструментом «Сценарий планирования». Сценарий выступает в качестве разделителя учета и система позволяет вводить плановые показатели в разрезе разных сценариев.

Таким образом, основы бюджетирования и управленческой отчетности оптимально реализованы в программном продукте «WA:Финансист».

Бюджетирование в системе управления затратами предприятия

Основы управленческого учета и бюджетирование обычно подразумевают построение системы управления затратами на предприятии. В целях оптимизации затрат предприятия нельзя свести управление к простому их сокращению. Необходимо  также предпринимать соответствующие шаги к достижению определенного уровня дохода, прибыли,  и, в случае необходимости, принимать соответствующие меры. В масштабе всего бизнеса этим объясняются действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения (ЦФО): центров затрат, центров дохода, центров прибыли и т.д.

Бюджетирование в системе управления компанией позволяет спрогнозировать затраты предприятия и оценить вклад каждой бизнес единицы (ЦФО) в достижение стратегических и оперативных целей.

Бюджетирование затрат позволяет выявить скрытые резервы, оценить запасы и максимизировать получение прибыли.

Таким образом, бюджетирование в системе управленческого учета позволяет прогнозировать будущее развитие компании, оценивать эффективность и контролировать выполнение планов.

Программа Бюджетирование

Программный модуль Бюджетирование решает все основные задачи и проблемы, описанные в статье «Бюджетирование в системе управленческого учета».
Оцените качество и удобство использования программы, попробовав тест-драйв системы «WA: Финансист».

Получить демо-доступ

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных