Меню

Вход для пользователей

Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов

Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически

Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.

С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.

Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования — определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.

Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.

Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:

  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
  • создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.

Задачами системы бюджетирования могут являться:

  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.

Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.

Основными элементами системы бюджетирования являются:

  • субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
  • объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
  • модель бюджетирования;
  • планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.

В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:

  • Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
  • Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.

Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.

Для каждого ЦФО определяется зона ответственности, объем прав и обязанностей, механизмы их реализации, а также устанавливаются:

  • доходные и(или) расходные статьи в пределах компетенции ЦФО;
  • планы, находящиеся в пределах компетенции ЦФО;
  • ключевые показатели, за которые ЦФО несут ответственность (не допускается установление показателей, которые выходят за границы полномочий и компетенции центра ответственности);
  • перечень проектов/программ, в реализации которых ЦФО участвует.

Процесс бюджетирования в бюджетной организации при планировании методом «сверху вниз» может состоять из следующих этапов:

  • Анализ итогов деятельности периода, предшествующего планируемому. Фактические финансовые и операционные показатели ЦФО, на основании которых проводится анализ, позволяют оценить результаты деятельности ЦФО, выявить недостатки, скрытые резервы. Анализ итогов деятельности позволяет понять, насколько отчетные данные могут быть использованы для составления планов на следующий период.

  • Формирование целей и задач на плановый период. В рамках данной задачи обеспечивается: взаимосвязь и непротиворечивость стратегическим целям, задачам, ключевым показателям эффективности и возможностям ЦФО и организации в целом, с точки зрения объемов, финансирования, трудовых, материальных и иных ресурсов; определение приоритетных видов деятельности на предстоящий период планирования; обоснование планируемых показателей, необходимых для достижения планового финансового результата.

  • Определение величины основных операционных показателей, необходимых для планирования и бюджетирования: план приема, перечень образовательных программ, учебная нагрузка, контингент обучающихся и др.

  • Формирование Бюджета доходов и расходов.

  • Формирование Бюджета движения денежных средств. Осуществляется балансировка планов в соответствии с заданными ограничениями и целевыми показателями деятельности.

  • Формирование бюджетов ЦФО.

  • Утверждение бюджетов.

    Пример. Состав бюджетов для различных ЦФО в программном продукте «WA: Финансист» со статусами утверждения документов

  • Доведение утвержденных бюджетов до ЦФО для исполнения.

  • Оперативное управление бюджетами в процессе их исполнения

Программа Управленческий учет

Программный модуль Управленческий учет решает все основные задачи и проблемы, описанные в статье «Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях».
Оцените качество и удобство использования программы, попробовав тест-драйв системы «WA: Финансист».

Получить демо-доступ

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных